Несколько простых советов

Воспитанные люди обычно дают советы тогда, когда их об этом просят. Поэтому я заранее приношу свои извинения тем, кому без спроса решился что-то советовать. Однако на нарушение пра­вил хорошего тона меня заставляет пойти чрезвычайно тревожная ситуация с грамотностью, которая сложилась у нас на сегодняшний день. К тому же, как говорил Остап Бендер, «спасение утопаю­щих — дело рук самих утопающих». Никто, кроме нас самих, нам не поможет. Поэтому, прежде чем приступить к коррекции своей грамотности с помощью всевозможных тренингов, диктантов и упражнений, примите от меня несколько советов. Как показала практика, тем, кто к этим советам прислушивается, довольно быст­ро и эффективно удаётся сдвинуть свою ситуацию с грамотностью с «мёртвой точки».

Итак, совет первый: не унывайте!

Думаю, вы согласитесь со мной, что ни в одном сколько-ни­будь серьёзном деле невозможно добиться существенных резуль­татов, если вы не верите в успех, если заранее убеждены, что «всё равно ничего не получится». Потому чаще всего и не получается, что вы сомневаетесь в своих силах, сами себе мешаете, заранее записываете себя в аутсайдеры.

Совет второй: доверяйте своему «внутреннему редактору». Если при переходе через реку по дощечке вы будете смотреть не вперёд, а вниз, то скорее всего в эту самую реку упадёте. Так и с письмом: своему чутью необходимо доверять. Очень часто рука сама знает, что писать. Надо только не мешать ей. Особенно это касается орфографии. С пунктуацией всё несколько сложнее: в большинстве случаев её необходимо «ставить».

Совет третий: работайте только над теми ошибками, которые вы допускаете. Для того чтобы скорректировать свою грамотность, не нужно повторять всю орфографию, грамматику и пунктуацию. Нужно лишь выяснить, какие именно орфограммы и пунктограммы вами не усвоены. Определить ваши слабые места и помо­гут тесты.

Совет четвёртый: учитесь учиться.

Во-первых, если написание каких-либо слов, в том числе и словарных, вы никак не можете запомнить, придумывайте «считалочки», «ключевые фразы». Облегчайте свой труд! Например, как запомнить раз и навсегда написание таких непростых слов, как багряный, багровый и бордовый? А вот как:

В Бордо (на о) на площади бордовой

Закат (на а) багряный и багровый.

То же — и с орфографическими правилами. Если не можете запомнить их «по-книжному», запомните их «для себя». «Правило для себя», касающееся написания букв О и А на конце наречий, куда проще, чем то, что есть в ваших учебниках. Запоминается оно по формуле «ИЗ ОКНА». Давно замечено, что окончание в слове ОКНО (впрочем, как и словах СТЕКЛО, РЕМЕСЛО и т.п.), если при нём стоят соответствующие предлоги (ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-) и суффиксы наречий с омонимичными (совпадающими по звучанию) приставками, одни и те же: до окна дотемна, на окно — намертво,с окна — снова, за окно — засветло и т.п.

Во-вторых, при работе над текстом (диктантом) в тех случаях, когда вы не уверены в написании той или иной буквы (знака препинания), не пишите (не ставьте) их, поскольку каждое ис­правление в итоге может привести к снижению вашей оценки. В особенности это касается вступительных экзаменов. Поэтому на экзаменах (да и при работе над обычным диктантом в школе) нужно иметь при себе карандаш (лучше М-2 с ластиком).

Вместо буквы или знака препинания, которые вызывают у вас сомнение, на полях поставьте соответствующий значок: «палочку» — если пропущена буква, «галочку» — если вы пропустили знак препинания. В ходе записи текста под диктовку времени на раз­мышление обычно нет. А за те 10—15 минут, которые даются для самостоятельной перепроверки текста, вам будет проще спра­виться с этими особо сложными случаями. Да и найти их будет нетрудно по отметкам на полях. После того как буква, дефис или знак препинания поставлены на своё место, особые значки и по­метки убираются.

В-третьих, для запоминания словарных слов советую вам ак­тивнее использовать своё знание иностранных языков. Дело в том, что большинство словарных слов — иноязычного происхождения.

Поэтому английские слова ballast, boss, ocean, intellect,(intelligent),periphery, opposition congress (балласт, босс, океан, интеллект, интеллигент, периферия, оппозиция, конгресс) помогут вам грамотно писать не только по-английски, но и по-русски. То же и со сло­вами, пришедшими из английского и французского языков.

Совет пятый: прежде чем корректировать свою грамотность, выясните, какая память развита у вас лучше — зрительная или слуховая. Дело в том, что обычный школьный диктант (текст, про­износимый учителем вслух) ориентирован на слуховую память, а тест — на зрительную. Эти виды памяти связаны друг с другом, но не тождественны.

Выяснить, какой вид памяти развит у вас лучше, довольно просто. Один и тот же текст вы сначала отрабатываете в виде теста, а потом, через некоторое время (лучше через день), записываете под диктовку. Результаты обоих вариантов работы сопоставляются. Если вы допустили больше ошибок, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, чем при записи текста вслух, значит, зритель­ная память развита у вас хуже. И наоборот.

Совет шестой, последний: не бойтесь контрольных диктантов и тестов.

Чтобы поставить диагноз вашей безграмотности, необходимо выяснить, что именно' у вас «болит». Проверочные, «диагности­ческие» работы по русскому языку и позволят специалисту выяс­нить это.

 

Удачи вам всем!

 

Источник: Штильман С.Л.

Русский язык в старших классах. Орфография: Книга для учеников и учителей: Учебное пособие.— 2-е изд.,перераб. и доп.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.— 288с.

P.S.Книга Сергея Штильмана «Русский язык в старших классах. Орфогра­фия» — результат многолетней работы учителя, стремящегося к тому, чтобы дети стали не только грамотнее, но и почувствовали себя самостоятель­ными.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Николай Степанович (Среда, 10 Июнь 2015 18:50)

    Очень познавательно! Спасибо!