Подготовка к олимпиаде.

Задание 1.

Определите грамматический род слов цецé, торнáдо, кашнé, кашпó, цунáми. 

Скачать
Ответ.
Цецé.docx
Microsoft Word документ 20.7 KB

Задание 2.

        Определите значение устойчивых словосочетаний: как  одна копéечка; фúговый листок; только и свéту в окóшке; сказка про белого бычкá; намотáть на ус. 

Скачать
Ответ.
одна копéечка.docx
Microsoft Word документ 21.0 KB

Задание 3.

        Что имел в виду Гораций, когда советовал своим ученикам «почаще перевёртывать стиль»? Дайте развернутый ответ. 

Скачать
Ответ.
стиль происходит от латинского stilus.do
Microsoft Word документ 21.0 KB

Задание 4.

Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

 

И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася къ Цесарюграду с родом своимъ. И поидоста по Дънепру, идуче мимо и узрѣста на горѣ городокъ. И въспрошаста, ркуще: «Чий се городъ?» Они же ркоша: «Была суть три братья — Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдѣлаша городъ сий, и изъгыбоша, а мы сѣдимъ род ихъ, и платимы дань козаром». Асколдъ же и Диръ остаста в городе семъ, и многы варягы съвокуписта и начаста владѣти польскою землею, Рюрику же княжящу в Новѣгородѣ.

 

З а д а н и е   к тексту:

Укажите значение слова муж в первом предложении текста. 

Скачать
Ответ.
было у него два мужа.docx
Microsoft Word документ 21.4 KB

Задание 5.

          «Биолог, этнограф, писатель, языковед; специалист в области русской лексикографии, доктор медицины, член-корреспондент Петербургской Академии наук» — все эти определения относятся к выдающемуся русскому человеку, жившему в XIX веку (1801 — 1872). О ком идёт речь? 

Скачать
Ответ.
идет о.docx
Microsoft Word документ 20.3 KB

Задание 6.

Переведите латинские устойчивые выражения на русский язык.

1) Credo, quia absurdum

2) Alma mater

3) Alter ego

4) Veni, vidi, vici

5) In statu quo ante 

Скачать
Ответ.
1.docx
Microsoft Word документ 20.8 KB

Задание 7.

Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб.

 (157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

 З а д а н и я   к тексту:

1)  найдите случаи тавтологии, встречающиеся  в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ;

2)  определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения;

 

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение. 

Скачать
Ответ.
утром.docx
Microsoft Word документ 25.1 KB

Задание 8.

     Проведите анализ морфемной структуры слов учтúвый, корúца, охáпка, песéц  с современной и исторической точек зрения.  Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения. 

Скачать
Ответ.
Современное.docx
Microsoft Word документ 22.1 KB

Задание 9.

Исключите пункт, который является лишним в приведённом ниже перечне с точки зрения генеалогической классификации языков. Мотивируйте свой ответ.

 Что общего между языками, представленными в пунктах 4 и 7?

1) русский язык

2) словéнский язык

3) чешский язык

4) полáбский язык

5) польский язык

6) эстонский язык

7) старославянский язык 

Скачать
Ответ.
9.docx
Microsoft Word документ 20.9 KB

Задание 10.

     Определите значение и происхождение слов небóсь, невмоготý, неужéли. 

Скачать
Ответ.
Небóсь.docx
Microsoft Word документ 21.5 KB

Оставить комментарий

Комментарии: 4
  • #1

    Соколов Дмитрий (Четверг, 20 Февраль 2014 22:31)

    Получилось прорешать, но ведь это не значит, что такие задания будут на олимпиаде, например, в следующем году?

  • #2

    ruslitsaglayi (Пятница, 21 Февраль 2014 07:13)

    Конечно, не значит. Предугадать олимпиадные задания невозможно. Главное - пополнять свою личную базу знаний дополнительными материалами, интересоваться предметом. В этом залог успеха!

  • #3

    Даша Смирнова (Воскресенье, 23 Март 2014)

    Не знаю, что такое тавтология?

  • #4

    ruslitsaglayi (Воскресенье, 23 Март 2014 17:12)

    Например: масло масляное, шутка юмора. Это излишний повтор, неоправданный. Того, что и так понятно.
    Это повтор однокоренных слов в пределах одного словосочетания. Эта стилистическая ошибка делает речь неблаго­звучной, задерживая внимание, затрудняет понимание текста. Примеры типичных для официальной речи тавтологий: польза от использования чего-либо; следует учитывать следующие факторы, данное явление проявляется в указанных условиях; адресовать в адрес. Эти словосочетания можно заменить другими без потери смысла: «польза от применения чего-либо», «необходимо учиты­вать следующие факторы», «данное явление отмечается в ука­занных условиях», «направить в адрес».